Программа доступная среда

Программа доступная среда: ТОП-5 городов для колясочника

Последние несколько лет я, с одной стороны, много ездил по стране. А с другой стороны, занимался вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Все это дает интересную пищу для размышлений. В частности, с рождением сына мы стали иначе оценивать городскую среду. Дело в том, что человек с малолетним ребенком в чем-то похож на человека с инвалидом-колясочником. У нас у обоих 1 пассажир, 4 колеса и бездорожье вокруг (на фото видно)

Программа доступная среда
Программа доступная среда

Обоим трудно передвигаться по неровной поверхности, объезжать припаркованные на тротуарах машины, заезжать в узкие дверные проемы, пользоваться общественным транспортом и, как не странно, нам нужны особые туалеты! Кто не верит — попробуйте с годовалым мальчиком попасть струей в обычный унитаз!
Как известно, для реализации достойных условий жизни инвалидов, в стране запущена программа доступная среда.

Программа доступная среда

Наверное кто-то слышал, что партия Единая Россия реализует проект «Доступная среда«. Ничего не хочу говорить о партии, это удел политиков. А вот проект интересный — правда, не совсем понятно, как и где он все же реализуется.

Во многих города реализация происходит эпизодически: вот закупили низкопольные автобусы, вот сделали пандусы у входов в банк. Но при этом выехать из большинства домов колясочник самостоятельно не может.
Вот пошла компания за плавные съезды с тротуаров на дорогу. Где-то делают действительно плавный съезд, а где-то просто скалывают половину бордюра (уклон 45 град). Это ли не профанация? Впрочем, даже такой уклон лучше, чем никакого

Программа доступная среда
Программа доступная среда

Однако есть две столицы и три не столичных города, где с этой безбарьерной средой дела обстоят лучше, чем в целом по стране.

Я бы хотел сразу отметить причины такого положения дел: во-первых, безбарьерная среда — это дорого. Да, сделать плавные съезды с тротуаров, пандусы у подъездов — это относительное недорогие улучшения. Плитка желтого цвета со специальным покрытием — это дороже, т.к. ее мало купить, надо еще уложить.  А вот низкопольные автобусы с широкими дверьми, механические подъемные устройства (в подземных переходах, на вокзалах) — это уже миллионы рублей. Еще сложнее с лифтами — когда колясочнику нужно перейти дорогу по надземному переходу, к этому переходу нужно пристраивать целых два лифта! Лифт — это безумно дорого. Его обслуживание — это безумно дорого еще раз. Поэтому в только города с хорошими бюджетами могут себе позволить такую роскошь. Очевидно, что в Москве и СПб такие бюджеты есть, поэтому  инвалидам там проще. Однако сюда же можно отнести и Казань, нашу третью столицу. Татарстан — это богатый и динамичный регион (входит в ТОП-5 регионов по ВРП), к тому же его столице повезло с Универсиадой в 2013г. Оглядываясь назад, я бы сказал: ребята успели запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Сейчас таких трат на инфраструктуру не будет даже при проведении Чемпионата мира по футболу в 2018г.

Доступная среда Казань
Доступная среда Казань

Второй фактор, который сильно влияет на развитие доступной среды — продолжительность зимнего периода. Более 60% территории страны непригодно для жизни, поэтому о доступной среде в Якутии или Магадане можно умолчать. На остальных территориях зима длится около 6-8 месяцев в году. Коляска (хоть детская, хоть инвалидная) не предназначена для езды по снегу, поэтому «зимние» города откатываются далеко назад в рейтинге для инвалидов.

Зато такие города, как Сочи и Краснодар — богатые, южные — резко выходят вперед. Вот уже более года живу в пригороде Краснодара — так даже здесь днем можно запросто увидеть одинокого колясочника, который на электрической каталке поехал…на рынок, купить молока и клубники! В других регионах я такого просто не видел.

Особенно повезло в этом смысле городу Сочи. Уже с аэропорта или вокзала ты понимаешь — инвалиду тут жить и можно, и нужно. Узнаете желтую рельефную плитку по бокам платформы?

сочи после олимпиады
сочи после олимпиады

Олимпиада принесла Сочи множество инфраструктурных изменений. Почти на всех станциях (Мацеста, Адлер, Хоста, Лоо, Лазаревская, Олимпийский парк, Роза Хутор, Эсто Садок) есть подъемные лифты на переходных мостах через железнодрожные пути. Не знаю, работают ли они, но лифты есть. Так же много лифтов в горах в Роза Хутор. Мы много отдыхали там этим летом, ландшафт там горный и перепады высот приличные. Почти везде стоят подъемники для инвалидов, чтобы они могли преодолевать эти перепады. Правда, опять-таки, не знаю про их работоспособность — к сожалению, колясочников в Роза Хутор видел лишь пару раз. Персонал относится к ним с большим вниманием: помогают заехать-выехать. А на канатной дороге даже останавливали подъемник, чтобы девушка из Эстонии смогла въехать туда на коляске.

доступная среда сочи
доступная среда сочи

Те же лифты с другого ракурса (оцените перепады высот!)

доступная среда сочи
доступная среда сочи

Дороги в горах на удивление ровные, выполнены из качественного бетона. И каждый (!!!) съезд с тротуара или вход в гостиницу сделан плавным и обозначен желтой плиткой с рельефными точками-линиями для слабовидящих.

доступная среда сочи
доступная среда сочи

Похожая ситуация в Краснодаре. Не весь город может похвастать высоким качеством безбарьерной среды, но в центре города она на высоте. Недавно во многих пабликах вКонтакте писали про инвалида, который заехал в KFC в Краснодаре. Вот это фото:

Доступная среда Краснодар
Доступная среда Краснодар

Надо понимать, что «покормили с ложечки» — это вершина айсберга. Значит, парень сам (!) выехал из квартиры и дома, проехал на коляске несколько кварталов, смог подняться и заехать внутрь магазина (ну, во многих кафе/банках/учреждениях есть кнопки вызова, так что попасть внутрь стало проще — это плюс). Для такого маневра, улица Ставропольская должна быть очень хорошо адаптирована для маломобильных граждан. Собственно, так оно и есть — если инвалиду покупать квартиру с прицелом «жить более менее полноценно», то это надо делать на ул.Красной, Ставропольской, в микрорайоне Немецкая деревня, рядом с ИКЕА. Там он сможет жить почти полноценной жизнью.

К сожалению, в других городах нашей страны с безбарьерной средой намного хуже: либо нет денег, либо долгая зима. А чаще всего власти смотрят на это, как на пятое колесо к телеге — мол, деньги впустую! Хотя подобная работа затрагивает не только инвалидов — каждый родитель с коляской автоматически приравнивается к ним же из-за схожих ограничений. Развитие безбарьерной среды полезно не только маломобильным гражданам, а так же семьям с младенцами и велосипедистам. А это гигантская социальная группа.

Пока, к сожалению, наших инвалидов на улицах не видно — элементы доступной среды не составляют пока одного целого: по городу очень трудно передвигаться на той же инвалидной коляске. Но радует то, что таких элементов каждый год становится все больше и больше!

 

 

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам подписаться на новые статьи с сайта и получать их в удобном виде на email. Таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Что бы подписаться, пройдите по ссылке.


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой, уверен она будет интересна и вашим друзьям.

Артем Палыч

Артем Палыч

Артем Медведев, в простонародье «Палыч», мне 30 лет и я живу в Краснодаре. Имею опыт управление как старым домом (старший по дому 1928 г. постройки), так и новостройкой. Подробнее обо мне...

4 Комментарии “Программа доступная среда: ТОП-5 городов для колясочника

  1. При отсутствии доступной, безбарьерной городской среды большинство трудностей, с которыми в повседневной жизни сталкиваются инвалиды, не преодолеешь. И, конечно, ни о какой серьезной «комплексной реабилитации» не может идти речь, пока человек в инвалидной коляске испытывает трудности в передвижении даже по своей собственной квартире, дверные проемы которой слишком узки, не говоря уже о размерах санузла.

    1. Согласен с вами. Тем не менее, сам живу в Краснодаре и здесь нередко вижу колясочников на улице одних — куда-то едут на электроколясках, деловые такие =)

  2. Добрый день!
    Просмотрев ваше видео на ютюбе возникло пару вопросов:
    1. Установка базовой станции сотового оператора на крыше — вы находили санитарные нормы? Насколько это вредно? Меня собственники уверяют которые этим «типо» занимаются — очень. Но сослаться на нормы не могут. Как в вашем случае было?
    2. Как изменить привычки собственников?
    C уважением, председатель правления ТСН «6-я Линия 182» г. Омск

    1. Насчет санитарных норм — я еще не успел выложить все материалы, но мы действительно вызывали замерщиков уровня ЭМГ излучения. Многие жильцы были против размещения базовых станций, хотя вреда от них меньше, чем от вай-фай роутера или микроволновки. Именно для таких жильцов я договаривался с тем, чтобы замерщики прошли все квартиры недовольных жильцов. И они действительно делали замеры в 90% квартир недовольных жильцов. Когда люди видели показания прибора, ходили с ним в разные комнаты, потом для сравнения делали замер у роутера или микроволновки — у нас не осталось недовольных. Срача на форуме, конечно, было безумно много. Но в действительности, никто не собирался реально демонтировать оборудование. А доход с тех пор капает на счет дома по 10 000р в месяц!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *